Взгляд

Наши суждения о том или ином явлении в жизни могут быть «со знанием дела», когда мы имеем непосредственное отношение к чему-либо (например, профессиональное) или «взглядом со стороны», что тоже может быть свежо и интересно. Важно, чтобы наш взгляд был искренним, заинтересованным и доброжелательным, тогда подход и изнутри, и снаружи – может представлять интерес и быть поводом к размышлению.  В этой рубрике – статьи и очерки на разные темы, которые вызывают желание понять, разобраться, повлиять и т.д.


Чтение и читатели

На канале «Культура» в передаче «Черные дыры. Белые пятна» (эфир 3 февраля 2011) был дан своеобразный анализ того, на сколько изменились читатели и общество в целом во взаимосвязи одного с другим.

БЫЛО

грамотность в обществе

  • Читалось ВСЕ сколько-нибудь стоящее и серьёзное в литературе и гуманитарной области по всей стране. Существовал круг обязательной для чтения литературы для всего слоя образованных людей.
  • Общество было в курсе важнейших событий в разных науках, благодаря читающим интеллектуалам в разных областях, оповещающих общество об интересных и важных явлениях через научно-популярные журналы.
  • Толстые журналы (литературно-художественные и научно-популярные) выполняли роль связующего звена между столичной и провинциальной интеллигенцией.
  • Публичные интеллектуалы выполняли роль компаса в книжном море и объединяли разрозненные читательские аудитории.
  • Благодаря вышеперечисленному существовало единое культурное пространство страны и повышался общий интеллектуальный градус общества в целом.
  • Чтение отображало духовное состояние общества.
СТАЛО

грамотность в обществе

  • То, что читает один круг, совершенно не обязательно для другого круга.
  • Аудио-визуальные источники лидируют над чтением даже в образованных слоях.
  • Порядка 30% населения (малообразованный слой в провинции и деревне) не читают совсем. Самое читаемое: программы, кроссворды, истории из жизни звезд (удешевленный вариант глянца, навязывающий стереотипы поведения), детективные, любовные или авантюрные романы, специализированная литература.
  • Сохранившиеся толстые журналы фактически существуют для самоорганизации пишущего и печатающегося сообщества.
  • Произошла трансформация слоя интеллигенции в слой просто образованных с пассивно-адаптивным стилем поведения и отказом от анализа современности.
  • Отсутствие единого культурного пространства.
  • Сегодня чтение не может говорить о духовном состоянии общества.

Изменилось ЧТО читают и СКОЛЬКО. В 90-е годы перестали ставить задачи по консолидации интеллигенции, а с 2000-х годов их просто не существует.

Безусловно, предмет разговора ограничен чтением, а в жизни — причины и следствия связанны с разными сторонами жизни.  Можно соглашаться или не соглашаться с вышеприведенным анализом, но для тех людей, кто жил в стране в доперестроечный период тенденция изменений в русле приведенного анализа очевидна.



 

Mr. Freeman. Грани

• Смотреть или нет?

• Стоит говорить о мультсериале или нет?

• Какова аудитория сериала?

• Суть в чём? Что за этим?

• Смысл и последствия

Осенью 2009 впервые появился анимационный ролик с персонажем Mr. Freeman на YouTube. Сразу — большое количество просмотров. Затем мультик перерос в сериал. Аудитория велика и есть фанаты.

Чувства смешанные… Он злой и хлёсткий. Исходя из того, что созидательное начало не может на этом базироваться — чувство беспокойства. Смотреть ли? При такой популярности явления — есть повод поговорить и поразмышлять (благо и персонаж к тому призывает). Смотреть или нет — вопрос персональный. В своё время Патриарх не рекомендовал православным смотреть фильм Скорсезе «Последнее искушение Христа». Очевидна озабоченность из-за тлетворного влияния на неподготовленные души, но как часто запрет приводил к желаемому результату? Всяк разумеет, что он в состоянии всё оценить и понять как надо. Ни одно качество или свойство в природе не является полярным, оно нейтрально. Преломляясь в человеке, оно становится положительным или отрицательным, так упорство может быть упрямством, а может — целеустремлённостью. Думая и обсуждая, мы можем достичь позитивного результата или … не достичь, но другого пути, увы, нет.

Тот или те, кто создал Фримэна, люди неглупые, образованные и эрудированные. С профессиональной точки зрения сделано здорово (иначе и не смотрели бы). Предполагаю, что автор или авторы люди достаточно молодые, либо чётко осознающие аудиторию и цель (я имею в виду: то, что простительно молодым, попахивает манипуляцией с возрастом). Основная масса зрителей — молодые и люди среднего возраста. Этой части общества свойственна активность, любознательность, так же, как, впрочем, и романтичность, горячность, невзвешенность или нигилизм. … Люди более зрелого возраста менее радикальны, осторожнее, рассудительнее, взвешеннее в суждениях и оценках, если они не «выключены» из жизни, утомлённые ею. :) От лексики порой коробит… Авторам мыслится, что цель оправдывает средства… Не «Фауст» Гёте .  Зато — широкая аудитория.

О чём? Со многими сентенциями не поспоришь! Думать — надо! Ближнего уважать — надо! Попади мы в прошлое, мы бы ничего не значили с набором умений пользователя и без реальных знаний и умений (посланцы будущего)! Честным и порядочным надо быть! И так далее… При определённой доле мистики, вызова, загадочности, экивоков на «месседж» и интриги со знаками, цифрами, цитатами-загадками для эрудитов, посвященных и просвещенных, темпе и пр. — мультфильм смотрят многие и с интересом.  Кого прельстит банальный призыв: «Люди! Выезжая на природу — не гадьте! Уберите за собой!» или любой другой конкретный призыв? Здесь всё о ГЛАВНОМ, прорастающем в мелочах… Вот только ГЛАВНОЕ (в мыслях и действии) каждый понимает по своему: кто-то террором занимается, чтоб общество вздыбить, кто-то пиарит организацию благих намерений, распираемый гордостью от собственной значимости (и люди тут — средство), а кто-то уберет за собой, поможет больному, не нахамит, специалистом будет хорошим…  Нет ничего страшнее дурака с инициативой, как говорится: «Не буди лиха, пока оно тихо»… Поэтому ОБЩИЕ призывы и провокации всегда несколько настораживают. Как в сказке: заканчивается свадьбой и ремаркой, что жили они долго и счастливо…   Как жили? Вроде и авторов не упрекнешь — у них своя задача: будоражить…  У автора (авторов) свои амбиции и уверенность, а среди почитателей — образовавшаяся когорта готовых на все по велению «мессии»…  Такой вот ящик Пандоры…  Но автор то тут ни при чём? :) Думать-то Вам!

Видео:
http://www.youtube.com/user/MrFreeMan0

Официальный сайт
http://mf0.me/

МК



 

Акценты в благотворительности

В преддверии  Нового года стартуют благотворительные программы по сбору подарков для детей детских домов и интернатов. Обделенных детей завалят подарками — казалось бы, благое намерение…  Однако, мне кажется, что приоритеты и акценты здесь не совсем верные.

Мне довелось работать в детском доме. Там существуют свои проблемы, которые сложно представить человеку, не сталкивавшемуся с этой стороной действительности в собственной жизни. У меня нет намерения бросить камень в благие намерения людей, поддержавших или собирающихся поддержать почин по покупке подарков, — они порой не осознают действительных нужд и проблем (не беру во внимание корыстных и ПИАР-побуждений). Несмотря на то, что я работала в детском доме, не все было очевидно сразу для меня. Однажды случилось присутствовать на тестировании психологом дошколят (я работала в дошкольной подготовительной группе детского дома воскресным воспитателем). Меня поразил ответ детей на банальный вопрос о том, знают ли они как готовится чай. Дети ответили утвердительно и стали объяснять, что если железяку положить в воду, то получится чай! Мне и в голову не приходило, что они не наблюдали процесса приготовления! Им ведь готовую еду приносили в ведрах и кастрюлях с пищеблока… Если учесть, что время не послевоенное, и дети — из неблагополучных семей, даже попавшие в детский дом уже в сознательным возрасте, то у них не было возможности наблюдать нормальный повседневный быт. Свои умозаключения они строили на наблюдениях, почерпнутых на прогулке: ржавая вода в луже так похожа на чай! Приведу еще пару примеров… Зная что нет денег на разные мероприятия, доступные детям из нормальных семей (да и оформление мероприятий — казуистика согласований, утверждений и тому подобное), в обход «верхов» я съездила в парк культуры (дело было в провинции) и договорилась с билетерами на аттракционах, чтоб они покатали детей бесплатно. Приключения начались, едва мы покинули территорию детского дома: например, детям было в диковину, что трамвай едет «по железным полоскам»… Когда мы возвращались из парка, мне пришлось утешать плачущую девочку. Она объяснила причину плача так: «Когда я вырасту, я найду свою мамку и убью ее, потому что у меня всего этого нет!».

Есть и другая сторона проблемы: неадаптированность к быту и нормальной человеческой жизни провоцирует искаженное существование и во взрослой жизни. Я стала свидетелем нескладывающейся судьбы девушки, выпускницы того же детского дома. Она работала няней в детском доме (там ей все было привычно и знакомо). Добрая, веселая, отзывчивая девушка получила квартиру после выпуска, но была совершенно не готова к самостоятельной жизни: квартира стала «тусовочной» со стихийным, неорганизованным бытом. Потом девушка забеременела и, не зная как справится с образовавшимся стилем жизни, оставила квартиру на откуп сомнительным друзьям, перебралась жить в комнатку при спортзале в детский дом. Позднее и родившегося ребенка пристроили в этот же детский дом. Привычка получать все (худо-бедно) от государства сформировала в ней некий «опофигизм»: неумение и нежелание выстраивать свою судьбу. И несть числа примерам…

Рассказывая все это, мне хотелось бы донести до людей простую истину: гора подарков не всегда во благо. Вероятно, на много разумнее пожертвовать средства, оборудование на создание семейных детских домов, где дети будут расти в условиях наиболее приближенных к нормальным, адаптирующим их к самостоятельной жизни. Так же важно уделять детям время — прогулка ли, поход в музей, на выставку, обучающий мастер-класс… Это важнее чем гора кукол, машинок и конфет. Если у Вас нет сил и времени на затратные «душевные» мероприятия, а благой порыв всё-таки есть, то лучше подарить спортивный инвентарь, оплатить занятие в кружке или секции и т.д.  Проблема в обществе есть и, конечно, ее всем нужно посильно решать, но стоит подумать — КАК…

МК